- Фуга
-
ФУ́ГА (от итал. Fuga — бегство, побег) — 1) Муз. произв. имитационно-полифонич. склада, основанное на многократном проведении одной или неск. тем во всех голосах. Зародившись в 14 в. и пройдя сложный и длительный путь развития, наивысшего расцвета Ф. достигла в творчестве И. С. Баха в эпоху барокко. Логика Ф. воплощается в ее двухчастной структуре: а) строгая часть, основанная на определенном регламенте; б) свободная часть, не поддающаяся строгой регламентации. Количество голосов Ф. определяется самим изложением строгой части (обычно от 2 до 6) и в свободной части не может быть превышено. И строгая, и свободная части образуются проведениями темы и интермедиями, где тема не звучит. Одной из важных традиций эпохи барокко было объединение Ф. в циклы с др. пьесами: прелюдией, токкатой и др. Непревзойденный образец сборника прелюдий и Ф. во всех тональностях дал Бах в своем "Хорошо темперированном клавире" (1722—44).
Большое место занимает Ф. в творчестве рус. композиторов. Первая в рус. музыке хоровая Ф. написана еще до рождения Баха и принадлежит перу Н. Дилецкого (Воскресенский канон, ок. 1680). Заложенная им традиция получила развитие в жанре барочного партесного концерта в творчестве В. П. Титова, М. Д. Березовского, Д. С. Бортнянского. В форме Ф. написана интродукция из оперы М. И. Глинки "Жизнь за царя", 1-я часть из 1-й оркестровой сюиты П. И. Чайковского. Множество фортепианных Ф. принадлежит Н. А. Римскому-Корсакову. В форме Ф. написан финал 2-го фортепианного концерта с оркестром И. Ф. Стравинского. Авторами сборников Ф., повторяющих по замыслу знаменитый сборник Баха, являются Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин, С. М. Слонимский и мн. др.
В ряде случаев Ф. входит в качестве раздела (фугато) в более крупную композицию — сонату, симфонию, оперную сцену. Примерами тому в рус. музыке могут служить финалы 3-й симфонии С. В. Рахманинова, 10-й и 21-й симфоний Н. Я. Мясковского, "эпизод расстрела" во 2-й части симфонии № 11 Шостаковича и мн. др.
Муз.-риторич. фигура. Представляет собой изображение в музыке "бега" с помощью мотива, изложенного мелкими длительностями, к-рый возникал на слова, означающие бег, и нередко имитировался в др. голосах.
Лит.: Золотарев В. А. Фуга. Руководство к практическому изучению. М., 1965; Скребков С. С. Учебник полифонии. М.; Л., 1965; Теория фуги. Сб. научных трудов. Л., 1986.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.